Предлагаемое вниманию читателя "Введение в
психоанализ" ни в коей мере не
претендует на
соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области
науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan.
Grundz der Psychoanalyse, 1914; Regis
et Hesnard. La psychoanalyse des nevroses et des psychoses, Paris, 1914; Adolf Meijer. Behandeling van Zenuwzieken door Psycho-Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я читал
в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и неспециалистам
обоего пола.
Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание
читатель, объясняется
условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить бесстрастность
научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача удержать внимание
слушателей в течение почти двух часов.
Необходимость вызвать немедленную реакцию привела к тому,
что один и тот же предмет обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи толкованием сновидений, затем в связи с
проблемами неврозов. Вследствие такой подачи материала
некоторые важные темы, как, например,
бессознательное, нельзя было исчерпывающе представить каком-то одном месте, к ним приходилось неоднократно
возвращаться и снова их оставлять, пока не
представлялась новая возможность
что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о
них.
Тот, кто знаком психоаналитической литературой, найдет в этом "Введении"
немногое из того,
что было бы ему
неизвестно из других, более подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном, завершенном
виде вынудила автора привлечь в отдельных
разделах (об этиологии страха,
истерических фантазиях) ранее не
использованные данные.
Уважаемые дамы и господа!Мне неизвестно,
насколько каждый из вас из литературы
или понаслышке знаком с
психоанализом. Однако само название моих лекций "Элементарное введение в психоанализ"
- предполагает, что вы ничего
не знаете об этом и готовы получить от меня
первые сведения. Смею все же
предположить, что вам
известно следующее: психоанализ является одним из методов
лечения нервнобольных и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даженаоборот,
чемпринятов медицине. Обычно, когдабольного начинаютлечитьновымдля него методом, ему стараются внушить,
что опасность не так велика, и
уверитьего в
успехе лечения. Я думаю, это совершенно
оправданно, так кактем
самым мы повышаем шансы науспех. Когда же мы начинаем лечить
невротикаметодом
психоанализа, мыдействуеминаче.Мыговоримемуотрудностяхлечения,
его продолжительности,усилиях и жертвах, связанных сним. Что жекасается
успеха, то мы говорим, что не можем его
гарантировать, поскольку онзависитот поведения больного,его понятливости, сговорчивости и
выдержки. Естественно,унасестьвескиеоснованиядлятакогокакбудтобынеправильногоподходакбольному,вчемвы,видимо,позднеесможетеубедиться
сами.
Не сердитесь, если я на первых порах
буду обращаться с вами так же, какс
этими нервнобольными. Собственно говоря, я
советую вам отказаться от мыслиприйти
сюдавовторой раз.Для
этогосразуже хочупоказать
вам, какиенесовершенства
неизбежноприсущи
обучениюпсихоанализуикакие
трудностивозникают
в процессе выработкисобственного
суждения о нем. Япокажувам, как
вся направленность вашего предыдущегообразования и всепривычное
вашемышлениебудутнеизбежноделать вас противникамипсихоанализа искольконужнобудетвампреодолеть,чтобысовладатьсэтиминстинктивнымсопротивлением.Чтовыпойметев
психоанализеизмоих
лекций,заранеесказать,
естественно, трудно, однако могу твердо
обещать, что, прослушав их, вы
не научитесь проводить психоаналитическое
исследование и лечение. Если жесреди
васнайдетсякто-то,кто
неудовлетворитсябеглымзнакомствомспсихоанализом,
а захочет прочно связать себя с ним, я не
только не посоветуюэтосделать,новсяческистануегопредостерегатьотэтогошага. Обстоятельстватаковы,чтоподобныйвыбор
профессииисключает длянеговсякую
возможность продвижения в университете.Если же такой врачзайметсяпрактикой,тоокажетсявобществе,непонимающемегоустремлений, относящемся
к нему с недоверием и враждебностью и
ополчившем против него всескрытыетемныесилы.Возможно, кое-какиемоменты,сопутствующиевойне, свирепствующей
ныне в Европе, дадут вам некотороепредставление о том,чтосил
этих - легионы.
Правда, всегда найдутсялюди, для которых новоев познании имеет свою привлекательность,
несмотрянавсесвязанные
сэтимнеудобства. Иесликто-тоизвасиз их числа и, несмотря на мои
предостережения, придет сюдаснова,
я буду рад приветствовать его. Однаковывсевправезнать,какиетрудности
связаны с психоанализом.
Во-первых,следует указать на сложностьпреподаванияпсихоанализаиобученияему. На занятияхпо медицине вы привыкли к
наглядности. Вы видитеанатомическийпрепарат, осадок при химической реакции,
сокращение мышцы прираздражении
нервов.Позднеевам показывают больного, симптомы егонедуга, последствияболезненногопроцесса, авомногихслучаяхивозбудителейболезнив чистом виде. Изучаяхирургию, вы присутствуете при
хирургическихвмешательствах
для оказания помощи больному и можете сами
провести операцию. Втойжепсихиатрииосмотрбольногодаетваммножествофактов, свидетельствующих
обизмененияхвмимике,о характере речии поведении, которыевесьмавпечатляют.
Таким образом, преподавательв медицине играетроль
гида-экскурсовода, сопровождающего вас по
музею, в то время как вы самивступаетевнепосредственный
контакт с объектами и благодарясобственномувосприятию
убеждаетесь в существовании новых для нас
явлений.
Впсихоанализе,ксожалению,всеобстоитсовсемпо-другому.Прианалитическом
лечении непроисходитничего,кромеобменасловамимеждупациентом
иврачом.Пациент говорит, рассказывает о
прошлых переживаниях инынешнихвпечатлениях, жалуется,признаетсяв
своих желаниях ичувствах. Врачжеслушает,стараясьуправлятьходом мыслей больного,коеочемнапоминаетему,удерживает
его внимание вопределенном
направлении,даетобъяснения
и наблюдает зареакциями
приятия или неприятия, которые он такимобразомвызывает убольного.Необразованныеродственникинаших больных, которым
импонирует лишь явноеи
ощутимое, абольшевсего действия,какиеможноувидетьразвечтовкинематографе,никогдане упустятслучаяусомниться:"Какэтоможновылечитьболезнь однимиразговорами?"Это, конечно,
столь же недальновидно, сколь и
непоследовательно. Ведь те же самыелюди
убеждены, что больные "только выдумывают"
свои симптомы. Когда-то словабыликолдовством,словоитеперьвомногомсохранилосвоюпрежнюючудодейственнуюсилу. Словами одинчеловек может осчастливить
другогоилиповергнуть
егов отчаяние,
словами учительпередает
своизнания ученикам, словами
оратор увлекает слушателей испособствует определению их суждений ирешений.Словавызываютаффектыиявляютсяобщепризнаннымсредствомвоздействиялюдей друг на друга. Небудемженедооценивать использованиеслова
в психотерапиии
будем довольны, если сможем услышать слова,
которымиобмениваются
аналитик и его пациент.
Нодажеиэтогонамнедано.Беседа,вкоторойизаключаетсяпсихоаналитическое
лечение, не допускает присутствия
посторонних;ее
нельзяпродемонстрировать.Можно,конечно,налекциипопсихиатриипоказатьучащимся
неврастеника или истерика. Тот,пожалуй, расскажет о своих жалобахисимптомах, но не больше того. Сведения,
нужные психоаналитику,онможетдать
лишь приусловииособогорасположениякврачу; однакоонтутжезамолчит,
как только заметит хоть одного свидетеля,
индифферентногок
нему. Ведь
эти сведенияимеют
отношение к самому интимному в его душевнойжизни, ко
всему тому, что он, как лицо социально
самостоятельное, вынужден скрыватьот
других, а также к тому, в чем он как цельная
личность не хочет признатьсядаже самому себе.
Таким образом,
беседу врача, лечащего методом
психоанализа, нельзя услышать
непосредственно. Вы
можете только узнать
о ней и познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке.К
собственномувзгляду
на психоанализ вам придетсяприйти в необычных условиях,посколькусведения
о нем вы получаете как бы извторых рук. Во многомэто зависит оттого
доверия, с которым вы относитесь к
посреднику.
Представьтесебетеперь,чтовыприсутствуетеналекциинепопсихиатрии,
апоистории,илекторрассказывает
вамо жизнии военныхподвигахАлександраМакедонского.Накакомоснованиивыверитевдостоверностьего сообщений? Сначала кажется, что
здесь ещесложнее,
чем впсихоанализе,
ведьпрофессор
истории не был участникомпоходовАлександратак
же, как и вы; психоаналитик, по крайнеймере, сообщает вам о том, в чемон
сам играл какую-то роль. Но тут наступает
черед тому, чтозаставляет насповерить
историку. Онможетсослаться насвидетельства древних писателей, которые
или сами были современниками Александра,
или по времени жили ближе кэтим
событиям, т. е. на книги Диодора,Плутарха, Аррианаи
др.; он покажетвам
изображениясохранившихсямонети статуй
царя, фотографиюпомпейскоймозаики
битвы при Иссе. Однако, строгоговоря, все эти документы доказываюттолько
то, что ужеболее
ранние поколения верили в существование
Александраи
в реальность его подвигов, и вот с этого и
могла бы начаться ваша критика. Тогда
вы обнаружите, что невсе
сведенияоб
Александре достоверны и не всеподробности
можно проверить, нояне могупредположить,
чтобы вы покинулилекционный
зал,сомневаясьв реальностиличности Александра
Македонского. Вашапозиция определитсяглавным образомдвумясоображениями:
во-первых, вряд
ли улектораестькакие-томыслимые мотивы, побудившие выдаватьзареальное
то,что он самне считаеттаковым,
и,во-вторых, вседоступныеисторическиекнигирисуютсобытияпримерноодинаково.Есливызатемобратитеськизучению
древнихисточников,
выобратите
вниманиена те жеобстоятельства,
на возможныепобудительные
мотивы посредников и на сходстворазличныхсвидетельств. Результатывашегоисследования
наверняка успокоятвас
насчет Александра, однако они, вероятно,
будут другими, если речь зайдетотакихличностях,какМоисей или Нимрод* Нимрод
(или Немврод) по библейской легенде --
основатель Вавилонского
царства.
-- Прим. ред. перевода.О том, какие сомнениямогутвозникнуть
у васотносительнодоверия к лектору-психоаналитику, вы
узнаетепозже.
Теперьвывправезадатьвопрос: еслиупсихоанализанетникакихобъективныхподтверждений инет возможности его
продемонстрировать, то какжееговообщеможноизучитьиубедитьсявправотеегоположений? Действительно,изучениепсихоанализаделонелегкое,илишьнемногиепо-настоящемуовладеваютим,однакоприемлемыйпуть,естественно, существует.Психоанализомовладеваютпреждевсегонасамомсебе,приизучениисвоей личности. Это не совсем то,что называется самонаблюдением, но
в крайнем случаепсихоанализ
можно рассматривать как один изего видов. Есть
целый ряд распространенных и общеизвестных
психических явлений, которыепри
некотором овладении техникой изучения
самого себя могут стать предметамианализа.
Это даетвозможность
убедиться в реальности процессов,
описываемыхвпсихоанализе,ивправильностиихпонимания.Правда,успешностьпродвиженияпоэтомупути имеетсвоипределы.Гораздобольшегоможнодостичь,
еслитебя
обследует опытныйпсихоаналитик,
если насобственном
Яиспытываешь
действиеанализа и
можешь от другого перенять тончайшую
техникуэтого
метода. Конечно, этот прекрасный путь
доступен лишькаждому отдельно, а
не всем сразу.
Другоезатруднение
в пониманиипсихоанализа
лежит нев нем, ав вассамих,поскольку вы до сих пор занималисьизучением медицины. Стиль вашегомышления,сформированныйпредшествующимобразованием,далекотпсихоаналитического.Выпривыклиобосновыватьфункцииорганизмаиихнарушенияанатомически,объяснятьиххимически ифизическиипониматьбиологически,
но никогда ваши интересынеобращались кпсихической жизни, которая
какрази является венцом нашего
удивительно сложного организма. Апосемупсихологический подход вам чужд, и выпривыкли относиться кнему снедоверием,отказываяемувнаучностииотдаваяегонаоткупнепрофессионалам,писателям,натурфилософамимистикам.Такаяограниченность,
безусловно, тольковредит
вашей врачебной деятельности, таккак
больнойпредстает
перед вами прежде всего своей душевнойстороной, какэто
и происходит во всех человеческих
отношениях, и я боюсь, что в наказаниеза
то вам придется поделиться терапевтической
помощью, которую вы стремитесьоказать,
с самоучками, знахарями и мистиками, столь
презираемыми вами.
Мне ясно, чем оправдывается этот
недостаток в вашем образовании. Вам нехватаетфилософскихзнаний,которымивымоглибы
пользоватьсяв
вашейврачебнойпрактике. Ни спекулятивная философия,
ни описательная психология, нитакназываемаяэкспериментальнаяпсихология,смежнаясфизиологиейчувств,
как онипреподносятсяв учебных заведениях, не в состоянии
сказатьвам
что-нибудь вразумительное об отношении
между телом и душой, датьключ кпониманиювозможногонарушенияпсихическихфункций1Скептическое
отношениеФрейда к
экспериментальнойпсихологии
моглобытьобусловленотем,чтоцентральнаядлянегопроблемамотивациипервоначальноне подвергалась серьезному экспериментальномуизучению.
Лишьвпоследствии
в ряде исследований (в частности, у К.Левина и его школы) этапроблема
становится областью применения
экспериментальных методов. Правда,врамкахмедицины
описанием наблюдаемыхпсихическихрасстройствисоставлениемклиническойкартиныболезней
занимается психиатрия, но ведь в часыоткровенности психиатры самивысказывают
сомнениявтом, заслуживаютли ихописанияназваниянауки. Симптомы,составляющиеэтикартиныболезней,нераспознаныпосвоемупроисхождению,механизмуивзаимнойсвязи;имсоответствуютлибонеопределенныеизменения анатомическогооргана души, либо такие изменения, которыеничего необъясняют.Терапевтическому воздействию эти
психическиерасстройства
доступны только тогда, когда ихможнообнаружитьпо побочнымпроявлениям
какого-то иного органического изменения.
Психоанализкак раз и стремится восполнить
этотпробел. Он предлагаетпсихиатриинедостающую ей психологическую основу,надеясьнайтиту общуюбазу,благодарякоторойстановитсяпонятнымсочетаниесоматическогонарушения
с психическим. Для этого психоанализ долженизбегать любой чуждойемупосылкианатомического,
химического илифизиологическогохарактера ипользоваться
чисто психологическими вспомогательными
понятиями -- вот почемуя
опасаюсь, что он покажется вам сначала
столь необычным.
В следующем затруднении я не хочу
обвинять ни вас, ни ваше образование, нивашуустановку.
Двумя своими положениямианализ оскорбляет весь миривызываетксебеегонеприязнь;одноизнихнаталкиваетсянаинтеллектуальные,
другое - на морально-эстетические
предрассудки.
Не следует, однако, недооценивать этипредрассудки; это властные силы, побочныйпродуктполезных
идаже необходимых
измененийвходеразвитиячеловечества.
Ониподдерживаются
нашими аффективными силами,ибороться сними
трудно.
Согласнопервомукоробящемуутверждениюпсихоанализа,психическиепроцессы
самипосебе бессознательны,сознательны лишьотдельныеакты истороныдушевнойжизни.Вспомните,чтомы,наоборот,привыклиидентифицировать
психическое и сознательное. Именно
сознание считается у насосновнойхарактернойчертойпсихического,апсихология-наукойосодержаниисознания.Да,этотождествокажетсянастолькосамособойразумеющимся,чтовозражениепротивнегопредставляетсянамочевиднойбессмыслицей,ивсежепсихоанализне
можетне возражать,он не можетпризнатьидентичностьсознательногоипсихического1.Согласноегоопределению,
психическое
----------------------------------------
1Фрейдпостоянноподчеркивал,чтопсихоанализоткрылобластьбессознательныхдушевныхпроцессов,тогдакаквсеостальныеконцепцииидентифицируютпсихику и сознание. Рассматривая эту
позициюв
историческойперспективе,
следуетподчеркнуть,чтоФрейднеадекватнооценивалобщуюситуациювпсихологическойнауке.Понятиебессознательнойпсихики
быловведеноЛейбницем,философскую
концепцию которого Гербарт перевелна языкдоступнойэмпирическому анализу "статики и
динамики представлений". Переходот
умозрительных конструкций,включавших в себяпонятие
обессознательнойпсихике(вчастности,философииШопенгауэра),киспользованиювэкспериментальной
наукенаметился в
середине XIX в., когда изучение функцийоргановчувствивысшихнервныхцентровпобудилоестествоиспытателейобратиться
к указанному понятию с целью объяснения
фактов, несовместимыхсовзглядом
на психикукакобластьявленийсознания.Гельмгольцвыдвигаетпонятиео"бессознательныхумозаключениях"какмеханизмепостроениясенсорного
образа. Предположение о бессознательной
психике лежаловосновепсихофизикиФехнера.СогласноСеченову,"бессознательныеощущения", иличувствования,служат регуляторамидвигательнойактивности. Отождествлениепсихики
и сознания отвергали имногие
другие исследователи.ДействительнаяновизнаконцепцииФрейдасвязанасразработкойпроблемнеосознаваемоймотивации,изучениемнеосознаваемыхкомпонентоввструктуре личностиидинамических отношений
между ними.
представляетсобой процессы чувствования,мышления,желания,иэтоопределениедопускаетсуществованиебессознательногомышленияибессознательного
желания. Но данное утверждение сразу же
роняет его в глазахвсехприверженцевтрезвойнаучностиизаставляетподозревать,чтопсихоанализ- фантастическоетайноеучение,которое бродитв потемках, желаяловить рыбувмутнойводе.
Вам же,уважаемыеслушатели,
пока ещенепонятно,по какому правустоль абстрактноеположение,как
"психическоеесть
сознательное",ясчитаюпредрассудком,вы,можетбыть,такженедогадываетесь,
что могло привести к отрицанию
бессознательного, если таковоесуществует,икакиепреимущества давалотакоеотрицание.
Вопросо том, тождественно
ли психическоесознательномуили жеоногораздо шире, можетпоказатьсяпустойигройслов,носмеювасзаверить,чтопризнаниесуществования
бессознательных психических процессов
ведет к совершенно новойориентации
в мире и науке.
Вы даже неподозреваете,какаятеснаясвязь существуетмеждуэтимпервымсмелым утверждениемпсихоанализаи вторым, окоторомречь пойдетниже.
Это второеположение,котороепсихоанализсчитает однимизсвоихдостижений,
утверждает,что
влечения, которые можно назвать
сексуальнымивузком
иширокомсмыслахслова,играютневероятнобольшуюидосихпорнепризнанную
роль ввозникновении
нервных и психических заболеваний.Болеетого,
эти же сексуальныевлечения
участвуют в созданиивысшихкультурных, художественных
и социальных ценностей человеческого духа,и их вклад нельзянедооценивать.
Пособственномуопытузнаю,чтонеприятиеэтогорезультатапсихоаналитического
исследования являетсяглавным
источником сопротивления, с
которым оно сталкивается.Хотитезнать,
какмы этосебеобъясняем?
Мысчитаем,
что культура быласоздана
под влиянием жизненной необходимостизасчет
удовлетворениявлечений,
и она по большей части постоянно
воссоздаетсяблагодаря
тому,чтоотдельнаяличность,вступая в человеческое общество, снова
жертвует удовлетворением своих влечений в
пользу общества. Средиэтихвлечений
значительную рольиграют
сексуальные; приэтом
они сублимируются, т.е.отклоняются
отсвоихсексуальныхцелей,инаправляются
нацелисоциально
болеевысокие,ужене сексуальные1Психоанализ,какявствуетизэтихположений,неограничивалсяпритязаниемна построение новойпсихологии и новогоученияобэтиологиинервных
и психических заболеваний.Выйдя заграницыэтихнаправлений,
онстал
претендовать на объяснение движущих сил
развития человеческого обществаи
отношений междуличностью
икультурой. Такое
отношениетрактовалось
какизначально
антагонистическое.Это
следовало уже из исходных позиций Фрейда, согласнокоторым сексуальныевлеченияиагрессивныеинстинкты,образуяглубинные,
биологическиепо
своей сущности основыличности,
несовместимы стеми
требованиями, которые навязывают ей
социальная среда с ее нравственныминормами.
Этаконструкция,однако, весьма
неустойчива, сексуальные влечения
подавляются с трудом, и каждому,
комупредстоитвключитьсяв
созданиекультурныхценностей,грозитопасность,что его сексуальные влеченияне допустяттакого
их применения. Обществонезнаетболеестрашнойугрозыдлясвоейкультуры,чемвысвобождение
сексуальных влечений и ихвозврат к изначальным целям.Итак, обществоне любит напоминанийоб этом слабом месте в его основании,
оно незаинтересовано
в признании силы сексуальных влечений и в
выяснениизначениясексуальнойжизнидля
каждого, большетого,
из воспитательных соображенийоностараетсяотвлечьвниманиеотвсей этой области. Поэтомуоно стольнетерпимоквышеупомянутому
результату исследований психоанализа и
охотнеевсего
стремится представить его отвратительным с
эстетической точки зрения инепристойным
илидаже опасным с
точкизренияморали.Но
такимивыпадаминельзя
опровергнуть объективные результаты
научной работы. Если уж выдвигатьвозражения,тоони должны
быть обоснованыинтеллектуально.
Ведьчеловекусвойственносчитатьнеправильным
то, что емуне
нравится,и тогдалегконаходятся
аргументыдля
возражений. Итак, обществовыдает нежелательное занеправильное,оспаривая истинность психоанализа
логическимии
фактическимиаргументами,подсказанными,однако,аффектами,идержитсязаэтивозражения-предрассудки,
несмотря на все попытки их опровергнуть.
Смею вас заверить, уважаемые дамы игоспода, что, выдвигая это спорноеположение,мывообщенестремились ктенденциозности.Мыхотелилишьпоказатьфактическоеположениевещей,которое,надеемся,мы
позналивпроцессе
упорной работы. Мыи
теперь считаемсебя
вправеотклонить
всякоевторжение
подобных практических соображений в
научную работу, хотя мы еще неуспели
убедиться в обоснованности тех опасений,
которые имеют следствием этисоображения.
Таковы лишь некоторые изтехзатруднений,
скоторымивампредстоитстолкнуться
в процессе занятий психоанализом. Для
начала, пожалуй, более чемдостаточно.
Есливысумеете преодолеть негативноевпечатление отних,
мыпродолжим наши беседы.